Nolite conformari huic saeculo (Rom. 12, 2)
Недавно в Москве на конференции в московском Центре Карнеги игумен Петр (Мещеринов) (в интернетах известный как автор мема "молиться, поститься и слушать радио Радонеж") обратил внимание на проблему, о которой говорил еще Бунин в "Окаянных днях": "Народ сам сказал про себя: «Из нас, как из древа, – и дубина, и икона», – в зависимости от обстоятельств, от того, кто это древо обрабатывает: Сергий Радонежский или Емелька Пугачев. Если бы я эту «икону», эту Русь не любил, не видал, из-за чего же бы я так сходил с ума все эти годы, из-за чего страдал так беспредельно, так люто? А ведь говорили, что я только ненавижу. И кто же? Те, которым, в сущности, было совершенно наплевать на народ, – если только он не был поводом для проявления их прекрасных чувств, – и которого они не только не знали и не желали знать, но даже просто не замечали лиц извозчиков, на которых ездили в какое-нибудь Вольно-экономическое общество... Страшно равнодушны были к народу во время войны, преступно врали об его патриотическом подъеме, даже тогда, когда уже и младенец не мог не видеть, что народу война осточертела. Откуда это равнодушие? Между прочим, и от ужасно присущей нам беспечности, легкомысленности, непривычки и нежелания быть серьезными в самые серьезные моменты. Подумать только, до чего беспечно, спустя рукава, даже празднично отнеслась вся Россия к началу революции, к величайшему во всей ее истории событию, случившемуся во время величайшей в мире войны!"
Так и о.Петр отмечает: "в церковной среде существует «некий соблазн отождествления сегодняшнего населения постсоветского пространства с мифическим «народом-богоносцем», с подданными Российской империи конца XIX – начала XX века» -- носителями «генетического православия», которые, сбросив с себя «семидесятилетний морок безбожия», готовы к восстановлению «Святой Руси», так сказать, по определению. То, что духовное состояние народа кардинально изменилось по сравнению с позапрошлым веком, оказывается для многих далеко не очевидным". Все старое осталось... И новое примешивается: "Докладчик уверен, что речь идет о мимикрии «советского» в «церковное»: когда советский коллективизм угнездился в церковной жизни под вывеской «соборности», общественная и гражданская пассивность стала «смирением», безответственность – «послушанием», идеологичность превратилась в «борьбу за православие» и т.д. Яркий пример такого рода, когда «идеологемы важнее Евангелия» -- недавняя история с предпринимателем Василием Бойко, который принуждал своих работников к венчанию и участию в церковной жизни. По мнению о. Петра, этот «православный» поступок -- «чисто советский в своей основе, уж никакой не христианский». Однако реакция на него в церковной среде не была однозначной: известные пастыри высказывались в диапазоне от осуждения до поддержки. Последнее свидетельствует о том, что «религиозная суть Церкви подменяется секуляризмом, а Церковь превращается в субкультуру», и это, как определяет игумен Петр, второй вызов, который бросает Церкви сегодняшний день. Третий же вызов – это «некая зачарованность народом: служение не Богу и Церкви, не долгу, не чести, не призванию, а именно народу», что также можно считать «вполне советской идеей»".
Редко услышишь здравые размышления по поводу "Православного возрождения"... Вот вам и радио "Радонеж"
Так и о.Петр отмечает: "в церковной среде существует «некий соблазн отождествления сегодняшнего населения постсоветского пространства с мифическим «народом-богоносцем», с подданными Российской империи конца XIX – начала XX века» -- носителями «генетического православия», которые, сбросив с себя «семидесятилетний морок безбожия», готовы к восстановлению «Святой Руси», так сказать, по определению. То, что духовное состояние народа кардинально изменилось по сравнению с позапрошлым веком, оказывается для многих далеко не очевидным". Все старое осталось... И новое примешивается: "Докладчик уверен, что речь идет о мимикрии «советского» в «церковное»: когда советский коллективизм угнездился в церковной жизни под вывеской «соборности», общественная и гражданская пассивность стала «смирением», безответственность – «послушанием», идеологичность превратилась в «борьбу за православие» и т.д. Яркий пример такого рода, когда «идеологемы важнее Евангелия» -- недавняя история с предпринимателем Василием Бойко, который принуждал своих работников к венчанию и участию в церковной жизни. По мнению о. Петра, этот «православный» поступок -- «чисто советский в своей основе, уж никакой не христианский». Однако реакция на него в церковной среде не была однозначной: известные пастыри высказывались в диапазоне от осуждения до поддержки. Последнее свидетельствует о том, что «религиозная суть Церкви подменяется секуляризмом, а Церковь превращается в субкультуру», и это, как определяет игумен Петр, второй вызов, который бросает Церкви сегодняшний день. Третий же вызов – это «некая зачарованность народом: служение не Богу и Церкви, не долгу, не чести, не призванию, а именно народу», что также можно считать «вполне советской идеей»".
Редко услышишь здравые размышления по поводу "Православного возрождения"... Вот вам и радио "Радонеж"
