Nolite conformari huic saeculo (Rom. 12, 2)
Пока еще не ушла мысль и желание писать...
Итак, "Общество мертвых поэтов". Фильм о тупиках и заблуждениях, накопившихся "паче влас главы моея" (Пс. 39), и приведших к полному краху.
Думаю, излишне говорить о тупике жесткой школьной системы. Проблемам закрытых мужских школ посвящен целый раздел в книге известного психолога И.С. Кона "Мальчик - отец мужчины". Жесткие системы действительно имеют высокий КПД "на постоянной нагрузке" (в случае Vellton - качество знаний, дисциплина, направленность на учебу, чем-то похоже на ранние годы моего Морского лицея), но совершенно неспособны к адаптации в условиях перемен.
Vellton Academy - тупик, в который упирается путь наименьшего сопротивления. Гораздо легче высечь и выгнать ("...иначе буду общаться с вами на "вы", т.е. вы...., высушу и выгоню" - полковник Горчаков, кафедра военной подготовки) виновника маленького дебоша, чем попытаться объяснить, почему, собственно, нельзя совмещать мужскую и женскую закрытые школы (доказательство - смешанные общежития ВУЗов, но там живут люди с паспортами). Более того, трудно воспитать в людях не подчинение силе, но ответственность и самодисциплину. Трудно побороть мысли вроде "они и слушать не станут", "все равно не поймут (не дойдет)" и т.д. К тому же, условия диктует система Trustees. Легче выгнать учителя, и без того действующего на нервы, чем бросить камень в огород попечителей, указав, что они сдают детей в школу, как в камеру хранения.
Но - довольно о школе. Carpe Diem - тупик недосказанности. "Спешите жить" - учит мистер Киттинг, но так и не объясняет, что значит "жить", как "ловить" этот самый момент.
"Страшная ошибка современного человека: отождествление жизни с действием, мыслью и т.д. и уже почти полная неспособность жить, то есть ощущать, воспринимать, «жить» жизнь как безостановочный дар. Идти на вокзал под мелким, уже весенним дождем, видеть, ощущать, осознавать передвижение солнечного луча по стене – это не только «тоже» событие, это и есть сама реальность жизни. Не условие для действия и для мысли, не их безразличный фон, а то, в сущности, ради чего (чтобы оно было, ощущалось, «жилось») и стоит действовать и мыслить. И это так потому, что только в этом дает нам Себя ощутить и Бог, а не в действии и не в мысли." (прот. Александр Шмеман). И именно в эту ошибку, в это заблуждение впадает большинство тех, кого сначала приучали к равномерному прямолинейному движению, а затем показали, что есть еще 3 степени свободы.
И, наконец, наиболее страшный тупик, завершающий цикл и приводящий к разрушению всего. Тупик лжи и отсутсвия любви между близкими. Тупик Нила Перри.
Об отношениях отцов и детей сказано многое, слишком многое. Установившийся порочный круг разорвать бесконечно трудно... И, все же, возможно.
Но здесь - снова путь наименьшего сопротивления. Легче подделать письмо директору, чем убедить отца. Легче даже солгать человеку, которому перед тем доверился, понадеявшись на то, что "пронесет". И, как логичное завершение последовательности, страшное слепое отчаяние, навеянное тем же "Carpe Diem" - "еще 10 лет!", капитуляция и смерть.

А главной проблемой остается то, что никто из учеников так и не отрешился по-настоящему от конформизма. Просто изменилось внешнее, внутренне же они, за редким исключением, все равно не свернули со столь знакомого пути наименьшего сопротивления.

@темы: dissertatio

Комментарии
04.09.2010 в 22:42

Keep calm & write masterpieces ©
Очень здорово, что ты посмотрел.
Для меня это полностью знаковый фильм, я думаю, по вполне понятным причинам. Нет, страниц из учебника я не вырываю и на парты они у меня не вскакивают... но в моем представлении Китинг - преподаватель, за редкими drawbacks, каким он должен быть.

"Спешите жить" - учит мистер Киттинг, но так и не объясняет, что значит "жить", как "ловить" этот самый момент.
Это, увы, недостаток монтажа. Отснято было огромное количество материала, в том числе, и об отношениях Китинга и мальчиков, именно о его "уроках жизни". Об их общении, о том, чему в действительности он их учил, кроме отказа ходить строем и умения бросить вызов обществу. Но в окончательную версию фильма все это, по непонятным причинам, не вошло. Увы.
Есть, впрочем, книга... у меня ее, увы, нет. Я лишь читала в сети фрагменты и пересказ, сделанный человеком, который некогда сопоставлял книгу и фильм. Книга версию Китинговых уроков преподносит в гораздо более полном варианте... как и то, как оные уроки воспринимались его "коллегами".

А главной проблемой остается то, что никто из учеников так и не отрешился по-настоящему от конформизма. Просто изменилось внешнее, внутренне же они, за редким исключением, все равно не свернули со столь знакомого пути наименьшего сопротивления.
Не-а.



Именно об этом - финал. Последняя сцена, которая напрочь выносит мне мозг каждый раз и на которой у меня ревели студенты... и на которой реву каждый же раз я сама.
Captain, my Captain.
Они подписали, под давлением изуверов-"педагогов" "телегу" на любимого учителя - но это не поражение, нет. Это демонстрация того, что да, мир жесток и несправедлив (помнишь, что Снейп говорил Поттеру? "А мир вообще несправедлив и жесток", ага...), что за свои убеждения приходится бороться, разбивая лоб, что скорее всего, тебе придется столкнуться с непониманием, сплетнями, ненавистью, завистью... Что зла в мире значительно больше, чем добра.
Но.
За себя, за свои права, за свою свободу - СТОИТ бороться.
Стоит быть белой вороной.

И они переламывают себя.
Сломался самый, казалось бы, яркий и жизнеспособный - Нил.
А на парту первым вскакивает в финале... Ну да. Заика-заучка, который тише воды ниже травы, который панически боялся всего и всех...
... которого Китинг - сумел воспитать. И этот мальчик, и все те мальчики, что встали-таки на парты... - они уже не будут прежними. Они СУМЕЛИ посмотреть на мир под другим углом.
И этот прыжок на парты... - это их первый настоящий поступок, это впервые - "костный мозг из жизни", потому что баловство с девочками, печеными яблоками и чтением стихов в пещере - это детский лепет.
И шикарный, роскошный, невероятный Чарли Далтон, аристократ Чарли Далтон - предпочитает исключение из школы предательству. Это тоже - прыжок на парту.
И этим прыжком они сделали эту школу, они сломали эту школу... потому что в книге есть эпилог в два предложения.
Первое - о том, что через два года школа была закрыта из-за постоянных ученических бунтов.
Второе - о том, что Джон Китинг умер от лейкемии.

Я предвзята, наверное... Но я не вижу там полного краха, Тим. Нет его там, как мне кажется.
Впрочем, в свое время дискуссия об этом же фильме шла в одном жж... в том самом, который упоминается у меня в одной из последних записей.
Позиция автора оного жж, как мне кажется, с твоей сходна.
Вот ссылка, если любопытно.
olga-nebel.livejournal.com/1140181.html?view=74...
04.09.2010 в 22:55

Keep calm & write masterpieces ©
Да, кстати, на ютьюб есть кусочки из этого материала, не вошедшего в фильм.
www.youtube.com/user/nola90
Вот канал, там пять маленький роликов в ужасном качестве.
05.09.2010 в 14:16

Nolite conformari huic saeculo (Rom. 12, 2)
Таирни
К сожалению, из роликов мало что можно выудить - где более-менее видно, там почти не слышно.

Я не зря написал "за редким исключением". Я не считаю Эндерсона "заикой-заучкой...". Да, он - человек крайне осторожный, но в то же время способный взвешивать и продумывать последствия. Не зря он почти не принимал участия в дурачествах, но, когда действие было необходимо, он вскочил на парту первым.
Поступок Далтона свидетельствует о том, что он действительно *аристократ*, а не нувориш. О том, что он, пусть один из последних, но носитель рыцарских традиций. Тех самых традиций, которые отнюдь не зло сами по себе.
Эти двое с пути наименьшего сопротивления свернули. Остальные - не знаю. Камерон уж точно никуда не сворачивал, и не собирался.
А вот в случае Нила - я повторюсь - окончательный и бесповоротный крах, саморазрушение и смерть. Он дошел по пути до обрыва и прыгнул. И его личный крах повел за собой череду разрушительных последствий.

Мне не кажется, что "ломание" школы было чем-то таким уж хорошим. Для Эндерсона и Далтона это был трамплин, возможность доказать "подъем над собой" на практике. Тем не менее, они уже были готовы, и эта ситуация, как мне кажется, не была критично необходимой. Может быть, время этой школы подошло к концу... Но, как мне кажется, это была не такая уж плохая школа.

А потому вернусь к Нилу. Может быть, моя позиция и похожа на указанную тобой, но в ней есть коренное отличие. Я считаю, что в собственной смерти Нил виноват сам. Цепочка лжи: мнимое согласие с отцом - подделка письма - ложь Киттингу - ложь самому себе и смерть. "Киттинг не увидел" - абсурд. Все было прекрасно видно, но ему оставалось только *надеяться* на то, что ученик не врет. Потому, что от него уже ничего не зависело. Если Нил уже солгал и учителю, то все рычаги воздействия потеряны, доверия уже нет. Поэтому и "оставалось бессильно смотреть". "Оставьте, все и так хуже некуда" - думаю, в этой фразе было предчувствие грядущих событий.

Поэтому, как мне кажется, здесь не столь важна линия противостояния "ученики - школа", сколь линия сопоставления восприятия учениками уроков Киттинга. Те, в чьих семьях не царили хотя бы явная нелюбовь и отторжение, приходят к финальной сцене. Тот, чья семья отравлена, исчезает из числа живых.
05.09.2010 в 15:11

Keep calm & write masterpieces ©
Titus Flavius
Да, увы, качество там удручающее вовсе...

Я не считаю Эндерсона "заикой-заучкой...".
Он боится выступать на публику - эпизод с чтением стихов. Он заикается. Он все время думает "как бы чего не вышло". Он неуверен в себе - он мается над стихами так, что сердце кровью обливается... и не решается их прочесть в итоге. Он едва не навернулсяс парты, когда к нему обратился Китинг (сцена в начале, когда Китинг говорит им, что надо будет сочинить стихи). Он зажимает собственную фантазию и собственный потенциал - - тот момент, когда Китинг на уроке закрывает ему глаза ладонью и заставляет его в таком состоянии креативить и тот стиш, который он в итоге выдает, показывают, насколько там творческая личность застегнута на все пуговицы...
Понимаешь... у меня предвзятое, да, отношение к этому фильму. И, когда мы со студентами его обсуждали, у меня всплыло исподволь, что я подсознательно делю всех, при просмотре рыдавших (ну, или просто проникшихся;-) - на две категории. На тех, кто рыдает над смертью Нила - и на тех, кто рыдает над финальной сценой.
Ты вот пишешь - И его личный крах повел за собой череду разрушительных последствий. У меня, все-таки, чуть-чуть другое восприятие. Выросшее, возможно, по итогам собственного - преподавательского, в том числе - опыта и обусловленное собственными чертами характера...
Но.
Попытаюсь объяснить.

Я не говорю, что смерть Нила не трагична. Она трагична, поскольку трагична любая смерть. В данном случае трагизм еще усугубляется тем, что мальчик (сказала убеленная сединами Таирни) - перспективный, яркий, Богом в лоб поцелованный.
Но последствия этой смерти в моем представлении все-таки - не разрушительны. Наоборот. Это - тот трамплин, который помог мальчикам прыгнуть наконец. Выше собственного роста прыгнуть. И очень показательно здесь, что этот самый, Богом-в-лоб-поцелованный - ломается первым, не выдерживая первого же испытания. Самого легкого - с родителями, имхо, объяснится, все же, легче, чем сообщить директору, что ему звонит Господь Бог или перед носом у того же директора вскочить на парту, победив страх.
Нил ломается - потмоу что при всей его яркости он паталогически слаб. Слабее намного затюканного Андерсона. Я не хотела бы говорить "естественный отбор"... - но это именно он. Тот же принцип. Что бы ждало Нила, если бы папа не хранил дома оружие? Военная академия? Сиречь - предательство самого себя, своего "я"... вся перспективность и яркость все равно пошли бы прахом.

А так... они послужили, все-таки, добру. Тем не менее, они уже были готовы, и эта ситуация, как мне кажется, не была критично необходимой. - пишешь ты... но, не произойди вся эта Нилова трагедия - сколько бы еще мальчики играли в эпикурейцев и эстетов, дурковали, читали стиихи и мнили, что ЭТО и есть - свобода?
05.09.2010 в 15:16

Keep calm & write masterpieces ©
Я считаю, что в собственной смерти Нил виноват сам. Цепочка лжи: мнимое согласие с отцом - подделка письма - ложь Киттингу - ложь самому себе и смерть.
Вооот. Предательство самого себя - нехорошая вещь. И для циничной, возможно, меня - ближе и дороже в решительный момент превозмогший собственную слабость тихий и незаметный дотоле - а не разменявший собственную яркость и талант... И я... я почти-благодарна, наверное, ему за его смерть, потмоу что ей он спас остальных мальчиков от повторения его собственной судьбы.
А камероны... камероны были, есть и будут. Но на рожу каждого камерона всегда найдется кулак очередного далтона)
05.09.2010 в 15:55

Nolite conformari huic saeculo (Rom. 12, 2)
я почти-благодарна, наверное, ему за его смерть, потмоу что ей он спас остальных мальчиков от повторения его собственной судьбы.
C этим категорически не могу согласиться. Пусть его смерть и стала катализатором, ускорителем распада уже почти нежизнеспособной (как оказалось) системы школы, пусть она и создала трамплин, но трамплином этим смогли воспользоваться лишь те, кто уже был готов к схождению с пути наименьшего сопротивления.
Было ли там от чего спасать? Как спарведливо сказал Перри-старший "я посылаю тебя не в тюрьму". Военная школа - такая же шарага, как и Веллтон, только с маршировкой и физподготовкой. Не факт, что там не было театрального кружка. Военный театр, как и военная журналистика, был, есть и будет. Поэтому "еще 10 лет" - очевидная ложь самому себе. Жизнь на военной школе не заканчивалась.
играли в эпикурейцев и эстетов, дурковали, читали стиихи и мнили, что ЭТО и есть - свобода?
А что есть свобода?
Самого легкого - с родителями, имхо, объяснится, все же, легче, чем сообщить директору, что ему звонит Господь Бог или перед носом у того же директора вскочить на парту, победив страх.
Снова не согласен. Директор - внешняя сила, наделенная властью. С ним никто не связан кровными узами, его авторитет относительно нов (родительский же довлеет с раннего детства), ему можно сопротивляться, перебарывая лишь страх перед наказанием. Сопротивление родителям возможно только путем постоянной борьбы с привязанностью, переживания и преодоления колебаний любви и ненависти. Директор - король либо палач, отец - это отец, и никто другой. И если отношения между родителями и ребенком искажены, для преодоления этого нужны немалые силы.
Нил ломается - потмоу что при всей его яркости он паталогически слаб
Слаб не паталогически, но вследствие постоянных поражений. Он постоянно выбирает из двух неправильных путей (бунт или ложь) наиболее гибельный, хотя есть и третий путь.
И смерть его не трагична. Она ужасна, потому что происходит из слепоты и ведет в ничто.
05.09.2010 в 22:06

Keep calm & write masterpieces ©
но трамплином этим смогли воспользоваться лишь те, кто уже был готов к схождению с пути наименьшего сопротивления.
Если на то пошло, все началось с появления в школе Китинга. До этого мальчики безропотно зубрили латынь и по графикам высчитывали важность поэзии. И никто, в принципе, не возражал, не бунтовал. Так, ерничали по комнатам про "столпы школы" и втихаря мастерили радиоприемники. Где тут подготовка к "схождению с пути"?
Заметь, кстати, что на парты вскакивают не только те, кто так или иначе отличился в Обществе. Поднимаются и другие. Те, кого мы не видели во время заседаний. Парнишка с астмой-насморком, к примеру. Его-то подготовка - где?
Они все, до и после появления Китинга - были в равных условиях. И имели право, познакомившись с ним, либо принять его теории, либо их отвергнуть.


Поэтому "еще 10 лет" - очевидная ложь самому себе.
Понимаешь ли... тут эта самая военная школа выступает скорее как символ. Фильм же об учителе литературы:))) Вот и насовали туда символов. Военная школа - как воплощение муштры и казенщины, всего того, от чего Китинг их спасал, на самом-то деле. И перспектива этой казенщины и муштры действительно - устрашает.

А что есть свобода?
А не знаю:)) Если по Китингу - право выбирать, маршировать тебе строем, самому по себе... или не маршировать никак.) Если серьезно - то, собственно, о какой свободе речь? Внешней? внутренней?
Внешняя - уж всяко не военная школа и не поход к друзьям отца под конвоем старпера-педагога. И не телесные наказания применимо к молодому человеку... эээ... старше десяти лет.
Внутренняя - умение побороть свой страх, свою боязнь общественного мнения. Умение делать выбор и за этот выбор отвечать. Умение, в конце концов, просто дать понять, что - не скот бессловесный... и что можно шантажом и угрозами вынудить подписать лживый донос - но не запретить видеть и понимать разницу между "педагогами" - и Капитаном.

И если отношения между родителями и ребенком искажены, для преодоления этого нужны немалые силы.
Согласна. Но давай взгялянем с другой стороны.
В том же Ниле, в отличие, скажем, от Далтона - очень много детского. Щенячьего вовсе. В том числ, отца он - до пресловутой сцены с военной школой, по крайней мере, - вовсе даже не ненавидит. Детской вполне любовью. Я не специалист, разумеется, в мальчуковой психологии - имхо.
Директор - сила, априори несущая негатив. Внешняя сила - в противовес внутренней, которая - семья.
ИМХО, опять-таки, - внешнее в данном случае представляет большую угрозу.

Он постоянно выбирает из двух неправильных путей (бунт или ложь) наиболее гибельный, хотя есть и третий путь.
Ага. То есть бунт - неправильный путь? То, что мальчики поднимаются на парты в финале - оно неправильно, стало быть? Это ведь бунт...

Да, кстати, а можно вопрос?:)) Китинг - хороший учитель? Только честно давай, не боясь меня задеть или обидеть:))
06.09.2010 в 22:46

Keep calm & write masterpieces ©
Я тут вчера, разбередив раны, пересматривала. Ты заметил, что бедный Тодд, когда к нему в финале обращается директор, требуя сказать, где они остановились по учебнику, опять заикается?
Вот от ЭТОГО-то их Китинг и спасал...
Говорю, кстати,у же не из преподавательского опыта, а из ученического - потому как в школе представляла собой нечто среднее между этим самым Тоддом заикающимся - и нахалом-Далтоном)))
07.09.2010 в 12:10

Господа, если интересно заходите в наше сообщество
community.livejournal.com/ru_dps/
Там вы, конечно, не все ответы на вопросы найдётет, кое-что есть. В том числе и дополнительные сцены с переводом. Ну и интервью Роберта Леонарда (оно там в начале, практически) где он отвечает на главный вопрос - что для актёра, исполнявшего роль Нила Перри означает самоубийство героя. И коротко, почему весь отснятый материал не вошёл в окончательную версию: после чернового монтажа, хронометраж фильма составлял около 4 часов времени, чего Питеру Уиру, естественно позволить не могли продюсеры.
08.09.2010 в 12:52

Nolite conformari huic saeculo (Rom. 12, 2)
Таирни
Извини за задержку: здоровье таки подвело:)
"Те, кто был готов" - комплексно, как исходя из собственных качеств, так и восприняв верно (хотя бы, в большей части) идеи Киттинга.
Радиоприемник - это, конечно, 100 баллов:) Но не об этом сейас речь, а жаль...
На самом деле, люди никогда не бывают в *равных* условиях. У каждого есть своя предыстория, свои устоявшиеся более-менее взгляды и привычки. Именно поэтому они принимают что-либо полностью или частично, либо отвергают также полностью или частично. Или переделывают под себя, слышат то, что хотят услышать, или же то, что хочет сказать говорящий. Пример - мы с тобой. Были ли мы в равных условиях до просмотра фильма? Отнюдь, но у каждого перед глазами был некий опыт, сквозь призму которого казались ярче одни сцены и меркли другие.

В том же Ниле, в отличие, скажем, от Далтона - очень много детского
Поэтому и самоубийство его отчасти приводит на ум попытку самоубийства незабвенного Темы Карташева, наевшегося спичек. Но лишь отчасти.
ИМХО, опять-таки, - внешнее в данном случае представляет большую угрозу.
Смотря, где здесь ударение. БольшУю угрозу - да, может надавать доской по заднему уму и выгнать из школы. Но стыдно будет не перед ним, а перед родителями. Сопротивление директору содержит в себе романтику бунтарства, некий героизм, способность бросить вызов стихии. Сопротивляясь родителям, постоянно рвешь природную связь, глушишь вопящую совесть, рушишь с детства выстроенный идеальный образ. Процесс этот, мягко говоря, болезненный, даже в "демо версии".

То есть бунт - неправильный путь?
Бунт плох, поскольку он - крайнее средство падшего мира. Он - искажение и следствие искажения. Мне кажется, он не может рассматриваться вне контекста. Финальный бунт класса плох, поскольку крайне плоха породившая его ситуация. Было бы гораздо лучше, если бы в нем не было нужды, но она, увы, есть. Здесь пути примирения, к сожалению, не было - либо бунт, либо ложь и предательство.
В случае Нила Перри была хотя бы возможность преодоления стены, выстроившейся между ним и отцом. Он этой возможностью не воспользовался.

И, наконец...
Китинг - хороший учитель?
Да.
Но мы склонны требовать от учителей слишком многого.
08.09.2010 в 13:00

Nolite conformari huic saeculo (Rom. 12, 2)
в школе представляла собой нечто среднее между этим самым Тоддом заикающимся - и нахалом-Далтоном)
Я, скорее, между Тоддом и Ноксом... А в итоге получился мистер МакАлистер, учитель латыни:)
08.09.2010 в 16:13

Keep calm & write masterpieces ©
Titus Flavius
Выздоравливай, солнце! :kiss:
Мы завтра и послезавтра смотрим с филологами, вторым курсом. Одна барышня из группы уже смотрела, разрекламировала так, что у них заранее глаза горят)))

Сейчас соберусь с мыслЯми и отвечу подробно)))

Расширенная форма

Редактировать

Подписаться на новые комментарии