Ознакомьтесь с нашей политикой обработки персональных данных

Что
URL
  • ↓
  • ↑
  • ⇑
 
20:47 

На всякий случай

Nolite conformari huic saeculo (Rom. 12, 2)
Снова написалась маленькая зарисовка из цикла Тверди. Я предполагаю, что она встроится в несколько большее произведение, для начала - такое же лоскутное, как у меня обычно получаются. В нем будут элементы фанфика по Звездным Войнам, вернее - сиквела к фанфику г-на Вайсмана "Корианский кризис". Сам фанфик, вернее его вторую часть можно скачать отсюда. На всякий случай, буду выкладывать здесь ссылки на "главы".

Перед тем, как начать выкладывать здесь этот сомнительной ценности опус, для себя и читателей (буде таковым случиться) вкратце обрисую концепцию:
- Твердь
- Город 12-ти Ворот
- Корианская Империя

Канва повествования:
- Твердь. Этюд
- Твердь. После дождя
- Твердь. Работа
- Бользен. Поражение
- Бользен. Плен
запись создана: 03.07.2012 в 18:28

14:23 

Vita nostra brevis est...

Nolite conformari huic saeculo (Rom. 12, 2)
В который раз задумавшись об актуальности этого дневника, я решил его все-таки забросить. Когда-то здесь было интересно разворачивать площадку для общения, было о чем говорить, было интересно писать. Теперь же я все реже и реже пишу о чем-либо: текстовый формат заставляет четко формулировать мысль, и в большинстве случаев понимаешь, что не хотел сказать, как Винни-Пух, "ничего существенного".
Еще одна причина - оптимизация интернет-площадок. Я зарегистрирован в ЖЖ, ВКонтакте, на Фейсбуке, блогах Гугла, здесь и на journals.ru. При таком широком разбросе я практически нигде ничего не пишу, а в последнее время и не слишком много читаю. Поэтому волевым усилием я закрываю эту площадку, вернее - бросаю на произвол судьбы, поскольку удалять ее мне лень.
Все, кто хочет меня найти, и не знает, где, пишите на timeodeus@gmail.com
На u-mail лучше не пишите: прочитаю только по слабости человеческой, которая заставит меня иногда сюда наведываться, но потом и она угаснет. Пишите лучше на указанный адрес или ВКонтакте.

Искренне Ваш, Titus Flavius

20:01 

Завершение этапа

Nolite conformari huic saeculo (Rom. 12, 2)
Вот и закончилась эпоха подготовки и сдачи кандидатских минимумов. Самая легкая и приятная, как оказалось, часть обучения в аспирантуре. Подготовка к английскому как-то постоянно выпадала из графика, благодаря чему немного научился импровизировать. Даже перебросился парой слов с приезжим преподавателем из Норвегии в итоге... К экзамену, это, конечно, не имеет отношения.
Философия была единственным предметом, к которому готовился с удовольствием. Наш преподаватель после экзамена поблагодарил меня за общение. Твердая пятерка по меркам технического ВУЗа, по меркам философского - даже не знаю. Хотел бы этим заниматься, но для этого нужно жить за счет ренты, иначе будет очень грустно.
Теперь нужно все силы бросить на подготовку диссертации. С небольшим перерывом, правда: меня командируют в Винницу на конференцию. Вернее, за сборником материалов. Доклад делать не буду, только посижу на пленарном заседании, посмотрю немного на город и отправлюсь в тот же день домой.
Вдогонку не очень приятная новость: нам пересчитали нагрузку, и теперь за ту же работу мы будем получать еще более смешные деньги. Завтра на заседании кафедры будет очередная битва за часы. Хотя нагрузка опять освобождается (Обрубов поступает в докторантуру и отдает часть дисциплин), ее быстро разберут. Возможно, у меня даже заберут некоторые лабораторные. Если не наберется 180 часов, буду отказываться от нагрузки - толку в этом никакого. Хотя, без студентов грустно... Как-то я уже втянулся в преподавательскую работу.

@темы: esse existentiae

21:19 

A few words about mr. Holmes

Nolite conformari huic saeculo (Rom. 12, 2)
Все-таки посмотрел "Шерлока" от BBC. Эксперимент режиссеров, как мне кажется, удался. Сериал получился насыщенным, качественным, в нем действительно удалось "смоделировать" того Холмса, какой мог бы существовать в наше время. Впрочем, о замечательной игре актеров, о многочисленных "внутритекстовых отсылках" к оригиналу, гораздо лучше меня расскажет Таирни. Я, по старому обыкновению, констатирую наличие этого. Все же, как видно, нет у меня дара восторгаться произведениями искусства:)
Конечно, кое-что мне не понравилось, и оно в большинстве своем связано именно с тем, что "дух века сего" в сериале сидит очень прочно, а дух этот иногда бывает для меня тяжел. Да, именно такова была задумка авторов, такова была цель. Поэтому я предпочитаю викторианскую эпоху, в которую пыль и мусор полагалось "расчихивать по углам" ((с), Карлсон), и благодаря этому хотя бы посреди комнаты бывало чисто. В наше время из мусора принято лепить скульптуры, увы... Впрочем, довольно аллегорий. Взять хотя бы "этюд в розовых/багровых тонах". Если американский мститель Джефферсон Хоуп из оригинальных "Записок" мог вызвать даже сочувствие, то кэбмен Хоуп из сериала - только скорбь о болезнях мира сего. В том числе, психических. Образ "распутной Ирэн Адлер", введенный в обиход господином Ричи, мне тоже весьма не по душе. Если в оригинале было притяжение разумов, то в сериале, да простят меня поклонники, "похоть плоти, похоть очей и гордость житейская". Не буду отрицать, этот коктейль многих сразил наповал, и выдержка Холмса в этом свете замечательна. Впрочем, ходят слухи, что режиссеры собираются "дать истории ход". Но об этом тоже довольно.
Замечательна фигура Мориарти. Игра, возведенная в принцип, - не принцип ли постмодерна? Вот, пожалуйста, и результаты. Шерлок балансирует над пропастью, рискуя "заиграться" (и этого постоянно боятся его коллеги из CID), Мориарти уже давно на дне пропасти. "You're boring. You're on the side of the Angels..." Уныние убивает обоих антагонистов. "Dull, boring" - ключевые слова обоих. Мориарти, похоже, опостылело все. "Я всю жизнь ищу развлечения, и самое лучшее из них нашел в твоем лице". Он не говорит про себя "I'm on the side of the devil" и т.п., возможно, потому, что знает, что у дьявола союзников нет. Есть только те, кто лишний раз доказывают его гипотезу о том, что сотворение человека было величайшей ошибкой Творца.
Вот дух мира сего и века сего. Времени, в которое возможна минимальная ответственность при максимальной власти. Времени, в которое можно с помощью технических средств сделать из героя злодея и наоборот. На фоне этого обеспокоенность упомянутой царственной особы наличием упомянутых фотографий выглядит парадоксом и анахронизмом, но это тоже характерная особенность эпохи.
К счастью, этим наш мир и наше время не ограничиваются, и у них есть много хороших черт. Жаль, что эти черты скучны для многих обитателей:)

01:18 

In the search of favourite detective...

Nolite conformari huic saeculo (Rom. 12, 2)
Как же давно я сюда не выбирался... Многое успело произойти за это время, но рассказать почти что и нечего:)
Поэтому остановлюсь на одном. Я наконец решил внутреннее противоречие, связанное с поиском любимого детектива. Когда я открыл для себя, благодаря Таирни, фильмы о Холмсе с Дж. Бреттом, и понял, что это - Холмс, возникло диалектическое противоречие. Если Холмс Бретта - Холмс (аксиома), а Холмс Ливанова - не совсем Холмс, почему же он мне столь симпатичен, помимо того, что он является кирпичиком стены воспоминаний детства? И я подумал: а ведь я почти ничего не знаю о других детективах кроме лейтенанта Коломбо и комиссара Жюва! Вот как полезно бывает совершить один эксперимент, чтобы пойти на другие.
Но не стоило бы мне врать, будто я совершил какой-то систематический поиск: я не настолько системный человек, на самом деле, да и вопрос этот был не настолько жизненным. Просто я посмотрел кусочек сериала про Ниро Вульфа, еще кусочек про Эркюля Пуаро с Дэвидом Суше, по счастливой случайности увидел одно расследование комиссара Мегрэ и, наконец, на полке дедушкиного шкафа в Майкопе обнаружил книгу Честертона об отце Брауне.
И теперь, если меня спросят, с кем из детективов я хотел бы работать, я покажу в его сторону:)

@темы: dissertatio

21:27 

Срыв заговора молчания, или по следам последнего отзыва

Nolite conformari huic saeculo (Rom. 12, 2)
До сих пор я молчал, поневоле участвуя в "заговоре". Прежде всего потому, что я при всем желании не могу проникнуть внутрь текста, увидеть целостной картины "Права на Сказку". Ведь я, что ни для кого не секрет, - человек внешний для того мира, тех миров. Осознанно и последовательно внешний, поскольку, к сожалению, вынужден выбирать за один раз только один мир. Пока что я вновь вернулся в этот, единственный, открытый до конца, но познанный в столь малой, незначительной части, что даже больно иногда становится.
И, все же. В этом тексте есть то, что дорого нам, здесь собравшимся, а именно небезразличие к слову, филология в подлинном и изначальном ее смысле. А еще в нем есть одна фраза: "Коли весь світ накриває пітьма, і навіть зірки згасають... останнє, що тримає нас - надія на те, що ніч не вічна. І що за нею прийде світанок. Сподіватися - те єдине, що ми можемо. Чекати... і сподіватися". Почему одна? Потому, наверное, что весь остальной текст делает ее живой правдой. И это заставляет меня умолкнуть, и склонить голову перед автором.
Чекати іноді доводиться довго, майже все життя, але не нескінченно. Порівняно з вічністю це короткий строк, настільки короткий, щоб в нас вистачило сил.

@темы: atomos summae philosophiae

20:06 

О бескрылой птице и Небесном Отечестве

Nolite conformari huic saeculo (Rom. 12, 2)


"То, что ты сеешь, не оживет, если не умрет" (1 Кор. 15:36)

Эту странную притчу побудил меня написать небольшой мультфильм студии "Пиксар", трехминутная картина о бескрылой птице киви, мечтающей о полете. Комментарии к нему разнятся от "очень грустная история" до "позитив".

Для невнимательного зрителя он может показаться историей самоубийцы, бездумно положившего жизнь на алтарь иррациональной, но непреодолимой мечты. Может показаться пределом, за который не следует ступать ради чего бы то ни было.
Но я задумался: сколь сильной и всеобъемлющей должна быть мечта, ради которой разум согласится заплатить столь высокую цену? Поистине она должна быть равноценна, а то и ценнее жизни. Тогда я спросил себя: с кем же сравнить бескрылую мохнатую птицу киви, стремящуюся в небо? Чему равна ее тоска по утраченному полету? Ответ открыло сопереживание и чувство родства. Ближе всего птица киви мне, утратившему Небесное Отечество и стремящемуся вернуться домой.

В свете этого открытия становятся отчетливыми детали. Птица киви не просто прыгает со скалы. Перед этим она трудится, насаждая тот "вертикальный лес", который только и может превратить "свободное падение" в настоящий полет. Так и нам завещано долгим и упорным трудом возрастать в добродетели, поднимаясь по склону жизни, чтобы затем, обращаясь к прожитой жизни, видеть ее поросшей таким "вертикальным лесом", а не опоясанной кольцами колючей проволоки, которая сделает путь вниз временно невозможным, а затем долгим и мучительным. Завещано десять раз на дню падая, десять раз вставать, и идти вперед. Ведь если бы птица киви устала и сдалась, тяжелое дерево утащило бы ее в пропасть досрочно. А затем, достигнув вершин земной жизни, подобных той заоблачной вершины, с которой был совершен последний прыжок, иметь мужество шагнуть вперед, не оглядываясь, предпочтя вечное временному.
"Ибо кто имеет, тому дано будет, а кто не имеет, у того отнимется и то, что имеет". (Мф. 13:12)
Кто предпочтет земле небо, получит и небо и землю, потому что образ находит завершение в Первообразе. Кто же не сможет оторваться от земного, ничего не получит, потому что время его на земле истекло.

И бескрылая птица смело шагает в пропасть, совершая по меркам земным безумное, и уже при жизни возвращает себе полет.
Хорошо завершается картина: птица уходит в облака. Что там, за облаками? Кто-то скажет: неминуемая гибель. Но "кто утратит жизнь свою ради Меня, обретет ее" (Мф. 10:39). И потому скажу: не гибель, но вознесение. Полет ее никогда не закончится, время обрело свою полноту.

@темы: atomos summae philosophiae

16:57 

Текущее

Nolite conformari huic saeculo (Rom. 12, 2)
1-е сентября. Завтра первое занятие со вторым курсом, лабораторная. Лекции по предмету еще не было, пара 4-я. Думаю, сразу будут просить, чтобы я их отпустил...
Сегодня должен отчитаться по методичке и проконсультироваться по диссертации, но шефа задержали в Соляных. Сижу, жду у моря погоды:)
Вчера - подготовительное заседание кафедры. Сразу новость: количество часов на ставку повысили сильнее, чем ожидалось. Шеф, увидев документы, умчался в Соляные. К счастью, ректор внял голосу разума и срезал часы до запланированных...
Теперь знаю, почему нас зачисляют в аспирантуру не 1-го, а 15-го сентября. Чтобы не вносить часы нашей подготовки в табель. То, что экономят на нас, секретом не было. Но экономия на наших руководителях... С такой политикой все, кто сможет, расползутся по норам и универ накроется тазом.

@темы: esse existentiae

16:10 

lock Доступ к записи ограничен

Nolite conformari huic saeculo (Rom. 12, 2)
Some research materials

URL
18:47 

Philosophari ergo sum

Nolite conformari huic saeculo (Rom. 12, 2)
Сегодня, наконец, благополучно завершена эпопея поступления в аспирантуру. Последний экзамен по философии благополучно сдан, на "отлично". Сдавал заведующему кафедрой, который будет принимать кандминимум. Он остался доволен моими ответами...

Билеты положили текстом вверх, т.е. "кто раньше встал, того и тапки". Я был у стола вторым, С.Ю. первым... Затем, когда мы сели и посмотрели билеты друг друга, состоялся веселый диалог:
" Я: - Ты отобрал у меня схоластов!
С.Ю. - Да, и ты будешь меня по ним консультировать:)... *посмотрев в мой билет*: А ты отнял экзистенциалистов, как ты мог?!
Я: - Теперь мы квиты..."
Остальные, явно не разделяя нашего веселья, достали объемистые шпаргалки (нас оставили примерно на час одних) и принялись деятельно списывать. У меня был только список вопросов с краткими комментариями (который меня, все-таки, выручил), у С.Ю. - вообще ничего. Нам хватило по одной страничке - короткие тезисы ответов против многостраничных "диссертаций" других, но мы были готовы к дополнительным вопросам...

Так или иначе, все завершилось. Я - аспирант, хоть еще не прислали разнарядку по количеству мест. Я прохожу, даже если место одно... А ни одного дать не могут.

@темы: transcendentia!

13:56 

Ныне вся исполнишася света, небо же и земля. и преисподняя!:

Nolite conformari huic saeculo (Rom. 12, 2)
Архимандрит Иоанн (Крестьянкин)

Чадца Божии! От избытка неземной радости приветствую и я вас, опаляя силой Божественных слов: "Христос Воскресе!" Благодатный огонь этой спасительной вести, вновь ярким пламенем вспыхнув над Гробом Господним, потек по миру. И Церковь Божия, преисполнившись светом этого огня, дарует его нам: "Христос Воскресе!"

Нет в нашей Православной Церкви службы более величественной, более проникновенной, чем пасхальная утреня. И потому так стремятся все верующие в храм Божий в пасхальную ночь.

Пасхальное богослужение воистину подобно великолепнейшему пиру, который Господь приготовил всем притекающим под благодатную сень Его Дома.

Вдумайтесь в содержание "Огласительного слова" святителя Иоанна Златоуста! С отеческой лаской и радушием приемлет Господь тех, кто возлюбил Его всем своим существом. "Блажен, кто от первого часа делал есть", – это те, кто от юности своей идут неукоснительно по Его Божественным стопам.

Но не отвергает и тех, кто, преодолев в своей душе сомнения, приблизился к Богу только в зрелом и даже преклонном возрасте. "Да не устрашатся они своего замедления, Господь с любовью приемлет последнего, так же, как и первого, – и дела приемлет и намерения целует".

Несомненно, все вы, кто был в храме в пасхальную ночь, испытали необыкновенный восторг… Души наши ликовали, преисполненные чувством благодарности к нашему Господу Спасителю за дарованную Им всем нам вечную жизнь.

Ведь Воскресший Христос возвел род людской от земли к Небу, придал существованию человека возвышенный и благородный смысл.

Душа человека жаждет вечной счастливой жизни. Ищет ее… И потому к светлой заутрени так стремятся люди в храм Божий. И не только верующие, но и те, кто своим сознанием далек от христианской религии.

Идут они сюда не просто посмотреть на торжественность христианской службы. Их душа, данная Богом каждому человеку при его рождении, тянется к свету незаходимого Солнца Правды, стремится к истине.

А верующие люди в эту святую ночь с особой силой ощущают преизобильно излившуюся светлую радость Воскресения Христова.

И неудивительно. Воскресение Христа – это основа нашей веры, это нерушимая опора в нашей земной жизни.

"Если бы Христос не воскрес, – говорит апостол Павел, – то напрасна и проповедь наша, тщетна и вера наша". Но Христос воскрес и совоскресил с Собою все человечество!

Спаситель принес на землю людям совершенную радость. И потому в пасхальную ночь мы слышим в церкви песнопение и сами принимаем участие в этом пении: "Воскресение Твое, Христе Спасе, ангели поют на небеси, и нас на земли сподоби чистым сердцем Тебе славити".

О даровании людям этой великой радости Он просил Своего Небесного Отца в молитве перед крестными страданиями: "Освяти их истиною Твоею… чтобы они имели в себе радость Мою совершенную" (Ин. 17, 17.13). И вот с Воскресением Христа человеку открылся новый мир святости, истины блаженства.

При Своей земной жизни Спаситель произносил неоднократно драгоценные для верующей души слова: "Я живу, и вы будете жить" (Ин. 14, 19), "Мир Мой даю вам" (Ин. 14, 27), "Сие сказал Я вам, да радость Моя в вас пребудет, и радость ваша будет совершенна" (Ин. 15, 11).

Новая жизнь открылась для человека. Ему дана возможность умереть для греха, чтобы воскреснуть со Христом и с Ним жить.

Апостол Павел в Послании к римлянам говорит: "Если мы соединены с Ним подобием смерти Его, то должны быть соединены и подобием воскресения… Если мы умерли со Христом, то веруем, что и жить будем с Ним".

"Пасха, двери райские нам отверзающая", – поем мы в Пасхальном каноне.

Наша радость пасхальная – это радость о преображении (изменении) всей нашей жизни в жизнь нетленную, в стремлении нашем к неумирающему добру, к нетленной красоте.

Мы празднуем ныне совершение величайшего таинства – Воскресения Христова, победу Жизнодавца над смертью! Наш Спаситель восторжествовал над злом и тьмою, и потому так ликующе-радостно пасхальное богослужение нашей Православной Церкви. Верующие ожидали этой торжественной службы, готовя себя к ней в долгие недели святой Четыредесятницы. И естественно, что теперь неизъяснимой радостью наполнены их сердца.

Во время Своей земной жизни Христос Спаситель много раз говорил о Себе как носителе жизни и воскресения. Но тогда эти слова Божественного Учителя были непонятны не только народу, слушавшему Его, но и Его ученикам и апостолам. Смысл этих слов стал понятен только после Воскресения Христа. Только тогда и апостолы, и ученики Его поняли, что Он, действительно, Владыка жизни и Победитель смерти. И пошли они с проповедью по всему миру.

Мы, возлюбленные, в эти дни радостно приветствуем друг друга, произнося: "Христос Воскресе!" – и будем так приветствовать в течение сорока дней, до дня Вознесения Господня. Всего два слова! Но это дивные слова, выражающие неколебимую веру в отраднейшую для сердца человеческого истину о нашем бессмертии.

Христос воскрес! – и да возрадуется душа наша о Господе.

Христос воскрес! – и исчезает страх перед смертью.

Христос воскрес! – и наши сердца наполняются радостной верой, что вслед на Ним воскреснем и мы.

Праздновать Пасху – это значит всем сердцем познать силу и величие Воскресения Христова.

Праздновать Пасху – это значит стать новым человеком.

Праздновать Пасху – это значит всем сердцем и помышлением благодарить и прославлять Бога за неизреченный дар Его – дар воскресения и любви.

И мы с вами в эти дни ликуем и радостно празднуем, восхваляя и прославляя подвиг победы Божественной любви.

Христос Воскрес!!! Распахнем же сердца наши навстречу страдавшему и умершему и воскресшему нас ради. И Он войдет, и наполнит Собой и Светом Своим жизнь нашу, преобразив наши души. А мы, в ответ на это, с любовию устремимся за Ним по нашему крестному пути, ибо в конце его, несомненно, сияет и наше воскресение в жизнь вечную.

Праздновать Пасху – это значит стать новым человеком. Вот этого спасительного состояния наших душ, возлюбленные, я от всего сердца всем нам желаю!
1993 г.

@темы: esse essentiae

19:42 

It'll be a pity if you loose your skill...

Nolite conformari huic saeculo (Rom. 12, 2)
Вторая ступень лестницы в аспирантуру преодолена. Болезнь прошла как-то удивительно быстро, в воскресенье температуры уже не было, и я читал "ответы" по философии. В понедельник и вторник, чтобы вспомнить язык, пересматривал (казалось бы, причем здесь Таирни?:)) любимые серии гранадовского Холмса. The Greek Interpreter, Wisteria Lodge, The Second Stain, Bruice-Partington Plans, The Last Problem... Потом понял, что стоило посмотреть "Имя розы" - сразу и философия, и язык... Теперь уже можно на русском.
Итак, экзамен сдан на "отлично", сдан быстро и эффективно, с минимальными потерями нервов, со странным ощущуением готовности.
Были, конечно, инциденты... Зав.каф. лингвистики оставила нас переводить, и ушла. А все пропустили мимо ушей, что за то время, пока она будет в отсутствии, нужно и перевсти текст, и прочесть газетную статью для пересказа. Переводили до упора, потом были крайне огорчены... Я успел перевести за 35 минут вместо 45, дважды прочел статью, выправил неточности в тексте... И потом помогал относить словари на кафедру, пока остальные сидели над статьями.
Простое собеседование - чтение научной статьи на английском, затем своего перевода этой статьи, затем пересказ газетной (о выступлении польского посла в университете им. Ивана Франка), затем пара вопросов "о себе"... Чуть сбился - "in the end of the third course" вместо "third year", но выровнялся потом. И в конце - слова преподавателя, вынесенные в тему... И затихающая мысль "хотелось бы не потерять... но..."

Теперь начинаю учить философию. Экзамен 26-го в 9. 27-28 конференция, за которую я теперь отвечаю. Переход, теперь уже окончательный, "по ту сторону баррикад".

@темы: esse existentiae

19:21 

Конкурс "Лучший молодой ученый-2010"

Nolite conformari huic saeculo (Rom. 12, 2)
Ваш покорный слуга был, все-таки, признан этим самым молодым ученым, при чем лучшим в университете среди студентов. Среди аспирантов был бы четвертым (если судить по рейтингу).



Выбрали же момент... Морда у меня как у суслика:))

@темы: esse existentiae

15:40 

Защита диплома

Nolite conformari huic saeculo (Rom. 12, 2)
"...надеемся увидеть Вас через год или два в Институте электродинамики с результатами аспирантской работы..." (акад. А.В.Кириленко)


Завершилась Третья Эпоха... Диплом защищен, даже более успешно, чем я предполагал. Аудитория апплодировала... И все равно есть чувство, что что-то недоделал, где-то остались ошибки. Говорят, это нормально и через некоторое время пройдет.

От всего сердца благодарю всех, кто желал мне успеха, кто поддерживал все это время... Тех, кто довел меня до диплома, поделился знаниями и опытом... Тех, кто участвовал в обсуждении работы.

Особая благодарность академику Александру Васильевичу Кириленко - самому благожелательному из всех председателей ГЭК, которых я видел.

Теперь я магистр... Но до сих пор не понимаю, что произошло.

@темы: esse existentiae

20:56 

Предзащита

Nolite conformari huic saeculo (Rom. 12, 2)
Итак, Ваш покорный слуга допущен к защите диплома. Диплом подписан, завтра сдам его в переплет... Защита 11-го, во 2-й половине дня.

@темы: esse existentiae

23:36 

"Снежная королева"

Nolite conformari huic saeculo (Rom. 12, 2)
"...Все помнят эпизод, когда Герда подходит к замку Снежной королевы и пробует туда войти, но стража Снежной королевы не дает ей прохода. И все-таки Герде удается попасть к Каю. Как? Каким образом беззащитная девочка победила целую армию? Дети начинают фантазировать: "ее горячее сердце растопило лед", "она победила любовью", "она прорвалась, потому что ей очень хотелось" и т.д. Но нет. У Андерсена об этом говорится ясно: Герда начала читать "Отче наш", и тогда легион снежинок вокруг нее превратился в ангелов и проложил ей дорогу.
Беда в том, что в советских изданиях этого не было. Полный текст был опубликован только в академическом издании в серии "Литературные памятники". И при обращении к нему заметен еще ряд цензурных лакун. Скажем, когда Герда и Кай возвращаются домой, бабушка сидит и читает книгу - это в советских изданиях. У Андерсена бабушка читает Евангелие и даже прямо говорится, какое место: "Если не будете как дети, не войдете в Царствие небесное". И дети бросаются к ней на шею, начинают танцевать вокруг расцветшего куста роз, и поют рождественскую колядку:
"Розы цветут. Красота, красота.
Скоро мы встретим младенца Христа".
Это концовка сказки. Но из-за чего начались злоключения Кая? Все помнят, что осколок странного зеркала попал ему в глаз. Осколок этот взялся из разбитого зеркала. Зеркало разбилось, потому что тролли (то есть бесы), создавшие его, старались все на свете отразить в нем в искаженном, исковерканном виде. Затем это зеркало вырвалось у них из рук и разбилось. Но почему оно разбилось? В советском варианте объяснений нет. Закон гравитации, дескать, сработал. А у Андерсена и здесь нет недоговоренностей: бесы захотели отразить в этом врущем зеркале Творца, и начали подниматься вверх. И тогда Бог не допустил этого поругания - зеркало вырвалось из их рук и разбилось. В связи с этим становится понятным (скорее, правда, для взрослых) задание, которое Снежная королева дает Каю. Она поручает ему сложить изо льда слово "ВЕЧНОСТЬ". Ледяная вечность. Рукотворная вечность. Вечность, не созданная Творцом. Это и есть образ ада. Это поистине дьявольская пародия на Бога. Давняя поговорка утверждает: "дьявол - это обезьяна Бога".
Для Андерсена все это совершенно не случайные мотивы. На его могиле в Копенгагене выбиты его слова: "Душа, которую Бог сотворил по Своему образу, бессмертна, и не может погибнуть. Наша жизнь на земле есть семя вечности. Тело умрет, но душа умереть не может".
(А.Кураев. "Школьное богословие")

@темы: dissertatio

21:28 

Запоздалый отчет

Nolite conformari huic saeculo (Rom. 12, 2)
Две недели назад мы провели импровизированную встречу "младшего звена" ЛИТО в Сити-Центре. Присутствовали 3 человека: Ваш покорный слуга, kroha-nox и Кс. С. Обсуждали тяжелые времена, в частности - итоги "лит. конкурса" "Золотая арфа - 2010".
Итак, кто получил гран-при, я не помню, но их работы (прозу и поэзию, соотв.) можно читать без угрозы для сетчатки глаз и коры головного мозга. 1-е место в прозе - Алексей Зимин (если помните такого) с "Как стать миллионером" и другими рассказами. Слава Богу, разум еще не покинул жюри. 3-е место в прозе - бессменная Яна Мукан с ужасающим опусом "Funeral of my love". В тексте встречаются весьма меметичные цитаты вроде "я вырвала из груди свое сердце, но ты его не взял... и я закопала его". Если не вдаваться в скучнейший сюжет, можно посмеяться, хотя и грешно.
kroha-nox получила "Надежду", из чего (равно как из отсутствия упоминаний о своих опусах) можно сделать вывод, что уважаемое жюри не любит жанр фэнтези. Им больше нравится критический реализм, на худой конец - вульгарный реализм или научная фантастика, но, помилуй Бог, никаких этих ваших эльфов с гномами и молниями! И непременно социальные проблемы следует поднимать, обдувать и рассматривать, а не отфутболивать носком ботинка в близьлежащий кювет.
О других натворениях доброго слова сказать не могу, особенно же о тех, что номиновались за "патриотизм". Еще немного такого патриотизма, и можно с чистой совестью продавать Родину румынам.

В общем, я плакалЪ и скорбелЪ, и в следствие пережитого заявляю: "Дорогие мои россияне! Я устал, я ухожу". Отныне буду подавать произведения исключительно в "Вестник НУК":)

Ad vocem, совещание плавно перетекло в ролевую по миру 7-го моря, по которому я теперь изредка, в довесок к диплому, делаю маленькие переводы, дабы не забыть английский.

@темы: esse existentiae

21:00 

Не увлекайтесь литературой...

Nolite conformari huic saeculo (Rom. 12, 2)
"Когда приступаете к диплому, самое опасное - увлечься чтением литературы по теме, поскольку ее количество все растет и растет, а диплом вперед практически не движется" (асп. И.В. Тимченко, на лабораторной по мат. моделированию).

Так оно, как ни странно, и есть... Впрочем, для гуманитарных специальностей это правило не действует. Там лучше несколько раз выправить работу, чем пропустить что-нибудь очень важное.

@темы: esse existentiae

23:45 

О евангельских сюжетах в "Гарри Поттере" и "Матрице" - диакон Андрей Кураев

Nolite conformari huic saeculo (Rom. 12, 2)
Новый взгляд на старую тему...


16:15 

О критике и литературной "науке" в частности

Nolite conformari huic saeculo (Rom. 12, 2)
"На врачебный консилиум зовут врачей, на юридическую консультацию – юристов, железнодорожный мост оценивают инженеры, дом – архитекторы, а вот художество всякий, кто хочет, люди, часто совершенно противоположные по натуре всякому художеству. И слушают только их. А отзыв Толстого в грош не ставится, – отзыв как раз тех, которые прежде всего обладают огромным критическим чутьем, ибо написание каждого слова в «Войне и мире» есть в то же самое время и строжайшее взвешивание, тончайшая оценка каждого слова". (И.А. Бунин "Окаянные дни")

@темы: atomos summae philosophiae

Liber Memorialis

главная